Владыкин Иван Афанасьевич


Владыкин Иван Афанасьевич
Владыкин Иван Афанасьевич [ум. между 1792–1802]. Происходил из дворян. Службу начал с нижних чинов в армейских полках в 1737, первый офицерский чин получил в 1742. 20 мая 1745 был определен во флигель-адъютанты к генералу П. П. Яковлеву. Участвовал в рус.-тур. войне 1735–1739 (под Хотином, Очаковым и Ставучанами), во взятии Вильманстранда в Финляндии (1741). В 1753 перешел на статскую службу с чином кол. асессора; к 1761 – надв. советник и полицеймейстер в Ярославле (ЦГИА, ф. 1343, оп. 18, № 2939; ИРЛИ, ф. 265, оп. 3, № 9, л. 159; ЦГАДА, ф. 10, оп. 1, № 575, л. 227). Сохранилось письмо В. от 18 марта 1762 к возвращенному Петром III из ярославской ссылки И.-Э. Бирону с поздравлениями по поводу милостей нового императора (ГПБ, ф. 588, № 173). К 1765 В. переехал в Петербург. 10 апр. он обратился к Екатерине II с витиеватым прошением, в котором жаловался, что верная и ревностная служба в разных местах («дальние и многократные переезды») изнурила его здоровье, истощила малое имение, поставила под угрозу саму честь В. Поднося императрице какой-то государственный проект, В. просил в воздаяние за «присяжную, а для общества патриотическую должность» пожаловать его с очередным чином в директоры Моск. типогр. конторы, «с пристойною доверенностью для наилучшего изобретения и произведения по мере таланта и рачения к общей пользе благопотребных способов» (ИРЛИ, ф. 265, № 9, л. 759; Сенатский арх. СПб., 1913, т. 15, с. 421–422; ЦГИА, ф. 1349, оп. 1, № 114). Решением Сената В. был 20 мая 1765 назначен в Петербургскую контору Ревизион-коллегии. Чувствуя себя обойденным по службе, неоднократно просил императрицу о повышении в чине (6 марта 1770, 3 февр. 1771, 12 дек. 1771 – ЦГАДА, ф. 10, оп. 1, № 575, л. 226; № 588, л. 284), но, несмотря на соответствующие распоряжения, был произведен в кол. советники лишь 16 дек. 1778 в связи с переходом в Петербургскую контору конфискации, где прослужил первым членом вплоть до отставки за старостью (2 нояб. 1781) с полным содержанием. Возможно, остаток жизни провел во Владимирской губ., где ему с семейством (трое дочерей) к 1789 принадлежали 20 душ мужского пола в деревнях Коверлово и Харнаково (ЦГИА, ф. 1343, оп. 18, № 2939, л. 18). Первое из известных сочинений В., «Элегия о кончине Петра Великого, Россию новым образом преродившего…» (напеч. в Унив. типографии, 1763; «сочинена при армии в 1749 году»), написано реформированным А. Д. Кантемиром тринадцатисложпиком с цезурой; определение жанра («печальное» стихотворение) созвучно «Элегии о смерти Петра Великого» В. К. Тредиаковского (1725; опубл. 1752); по содержанию (похвала разнообразным преобразованиям Петра) оно ориентировано на второе «Слово» памяти Петра I Феофана Прокоповича. Последующие произведения В. написаны уже силлабо-тоническим стихом, и в них он обращается по преимуществу к духовной тематике. В 1760 В. пишет «Поэму на похвалу истины, на обличение лжи, на подкрепление и утешение христиан, от различных приключений колеблемых и скорбящих», в которой противопоставляет мнимым добродетелям общежития «божественную истину» (особенно в полемическом послесловии «Краткое изъяснение об истине вообще…»). Пространное (ок. 800 стихов) дидактическое сочинение В. (изд. 1765; посв. вел. кн. Павлу Петровичу), претендовавшее на философские обобщения, но страдавшее ошибками в стихосложении и невнятностью изложения, вызвало насмешки современников. С. А. Порошин, среди пр. событий при дворе вел. кн. под 14 февр. 1765 упомянул, что «рифмач Владыкин, надворный советник с Парнасу, поднес его величеству поэму “На ложь и истину”, довольно вздорно сложенную». Скорее всего в 1750-х гг. В. начал работать над большим религиозно-философским сочинением в стихах, первоначально имевшим назв. «Вопрос к христианскому философу и на оный решительное изъяснение о человеке» (ок. 2000 стихов); в ч. 2 в виде песни 7 (с загл. «О смешении пороков и добродетелей и о божьем промысле») включена в новой редакции и «Поэма на похвалу истины…». Вместе с переложением 100-го псалма и двумя стихотворениями – «Песнь о страшном суде и бесконечной за грехи муке» и «Песнь торжественная о надежде на бога и вечном за добродетели блаженстве» – «Вопрос к христианскому философу…» вошел в рукописный сборник В. «В праздности непраздное время, к славе всевышнего употребленное». Здесь же помещено датированное 1757 прозаическое «Письмо к приятелю о рождении первородного сына <...> отчасти величество дел божиих, в твари сокровенных, изъявляющее» (авториз. текст сб. – ЦГИА, ф. 834, оп. 2, № 1357). Поэма «Вопрос…» в целом имела антирационалистическую направленность; тщетным попыткам разума («философов») познать натуру и человека В. противопоставляет всеобъясняющую веру в творца и его всемогущество. Возможно, сам В. соотносил свой труд с «Опытом о человеке» А. Попа, появившимся в рус. переводе Н. Н. Поповского в 1757: есть некоторые параллели между затронутыми здесь и там темами. 28 июля 1766 В. подал в Акад. типографию свой сборник «В праздности непраздное время…». Судя по указанию: «Часть 1. День именуемая, часы 1–4», под этим загл. он предполагал напечатать несколько выпусков. Однако уже после того как было набрано два листа текста, сомнение академического начальства вызвало центральное произведение «Вопрос к христианскому философу…». Сам В. также понимал, что, прибегая к логическим построениям, он вступает в противоречие с православной догматической традицией. Поэтому, как писал он, «предупреждая могущие быть сумнительства, сочинил давно на всю оную поэму потребные изъяснения, с пристойным от Священного писания уверением», и часть из них представил, в дополнение к рукописи, академическому цензору Н. И. Попову, который, как жаловался В., «не учиня ни одного примечания, следственно и сумнительства не нашед», печатание поэмы все же остановил, отметив ряд мест, показавшихся ему недостаточно ортодоксальными (время сотворения ангелов, знал ли Адам учение о святой троице, блаженны ли были прежние веки и т. п.). С этими замечаниями два уже отпечатанные листа сборника были отправлены на рассмотрение в Синод. 20 окт. В. обратился в Синод с просьбой разрешить печатание книги, назначив цензора из духовных лиц; к прошению он приложил свои возражения на замечания Попова, а 11 нояб. представил полную рукопись сборника, пояснив, что «оное сочинил по большей части в таком месте, где при себе не имел ни Библии, ни других потребных книг», с единственной целью «прославления дарования божия» и «во общую юношества и всех благосклонных читателей пользу». Тем не менее Синод заключил, что, «понеже в оном его, Владыкина, сочинении не иное что писано, как то, что уже во многих книгах еще яснее и основательнее изображено, притом немало и ненужного, и неприличного к той богословской материи в оном сочинении вмешено, почему оное сочинение за нужное и достойное печатания не признает» (ЦГИА, ф. 796, оп. 47, № 331). В 1760–1770-х гг. В. публикует несколько сочинений, посвященных Екатерине II и вел. кн. Павлу Петровичу, связанных скорее всего с его исканиями по службе. Это «Эпистола…» на день коронации Екатерины II (1767), в которой В. называет императрицу «отцом россов», прозаическая «Похвала…» ей же за «истекающую от ее величества, истинныя матери отечества, к отечеству истинную любовь» (1770; Н. И. Новиков в сухой информативной заметке о В. ошибочно назвал ее «Похвалой истинной любви к отечеству» – см.: Опыт словаря (1772)), «Ода...» на день рождения Павла (1771), «Стихи…» и «Ода…» на его бракосочетание (1773). Последними из подносных сочинений В. были «Сонет…» на празднование Кючук-Кайнарджийского мира и «Стихи…» на возвращение Екатерины II из Москвы в Петербург (оба – 1775). Ориентируясь на приемы высокой одической поэзии, В. неоднократно прибегает к почти дословным цитациям из од М. В. Ломоносова (на взятие Хотина, 1739; на возвращение Елизаветы Петровны в Петербург, 1742, и др.). К 1774 В. расширяет (до 7854 стихов) и перерабатывает «Вопрос к христианскому философу…» в поэму «Потерянный и приобретенный рай» (по содержанию не имеет никакого отношения к одноименной поэме Дж. Мильтона), снабжая ее обширными примечаниями и автопояснениями. 7 нояб. 1774 он представил поэму на рассмотрение Синода. В прошении В. сообщал, что она уже была «свидетельствована от некоторых искусных особ в согласии веры и закону»; если же что будет обнаружено «благочестию несогласное или сумнительное предусмотрите я», то он выражал готовность внести нужные изменения. 12 авг. 1775 Амвросий Подобедов дал отзыв на поэму, признав возможным ее напечатать, хотя и «нашел ее сочинением не таким, которое бы означало автора искусным в баснословии и в Священном писании». 20 марта 1777 В. прислал в Синод экземпляр книги, изданной на его собственный счет (ЦГИА, ф. 796, оп. 55, № 463). В предисловии к изданию (1776; посв. Павлу Петровичу; здесь же стихи на его бракосочетание с Марией Федоровной) В. выступил апологетом духовной поэзии, противополагая ее по значению для «истинного христианина» литературе светской, в т. ч. и языческой «Энеиде» Вергилия в рус. переводе В. П. Петрова. Свой многолетний труд он посвятил вопросу о месте человека в божественном мироздании и в этой связи проблеме добродетельной жизни. Он признает, что «бог человека разумным и свободным сотворил» и «внутренняя человеческая свободность в творении нравственного добра и зла остается вовеки ненарушима»; однако когда «стремится ум достигнуть выше меры, там должны мы его пленить под область веры». Отношение современников к В. было насмешливым. Сочинитель рукописной сатиры «Обед Мидасов» (1781) писал о нем: «Владыкин смело взял одну с Мильтоном тему, По-русски написал чертовскую поэму; Он попирал в ней рай, род смертных погубил, Читателей терзал и в ад их посадил». В. В. Капнист в «Сатире I» (1779) причислил В. к сонму бездарных стихотворцев. В. без достаточных оснований было приписано В. С. Сопиковым сочинение в прозе «В праздности непраздное время, изъявляющее сокращенное, но верное понятие о всех в обществе вещах» (1777–1785, ч. 1–5). Лит.: Никольский А. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Синода. СПб., 1906, т. 2, вып. 1; Семенников В. К истории цензуры в екатерининскую эпоху. – Рус. библиофил, 1913, № 1; Степанов В. П. К истории лит. полемик XVIII в.: («Обед Мидасов»). – В кн.: Ежегодн. Рукоп. отд. Пушкинского Дома на 1976 г. Л., 1978.
С. И. Николаев, В. П. Степанов

Словарь русского языка XVIII века. — М:. Институт русской литературы и языка. . 1988-1999.

Смотреть что такое "Владыкин Иван Афанасьевич" в других словарях: